Понятие эстетического воспитания имеет два полюса Прежде всего, под эстетическим воспитанием мы понимаем развитие общественной природы человека посредством той силы примера и внушения, которой обладает художебюфжгственное творчество Но для того, чтобы искусство могло воспитывать людей доступными ему средствами, люди должны обладать известным эстетическим развитием Это формальное условие относится и к самому художнику и к его публике: для немузыкального уха музыка не существуевлзндт, значит не существуют и те общественные чувства, которые она может внушить Цель настоящего исторического обзора состоит в том, чтобы показать читателю глубокую связь идеи эстетического воспитания с тем развитием мысли, которое подготовило теорию научного коммунизма Если читатель увидит, что такая связь существует и существует не на обочине главного пути, а в самой его колее, - цель книги будет достигнута Автор Михаил Лившиц.